Это история из нашей рассылки «Удивительные истории петербургских домов и их жителей», ее ведет краевед Алексей Шишкин. Чтобы получать письма Алексея раз в неделю, вступите в Клуб друзей «Бумаги».
Новую серию писем мы решили посвятить «экзотическому Петербургу» — городу оранжерей, зверинцев, диковинных артефактов и непривычных глазу стилей. Первое письмо — о кофейном домике в Летнем саду, который часто упускают из виду сами петербуржцы.
Кофейный домик, Дворцовая набережная, д. 21. Как кафе в Летнем саду связано с дворцом императора Нерона
В 1704 году на южном берегу Невы на Почтовой набережной, которую все мы знаем сегодня как Дворцовую, началось сооружение летней резиденции для Петра I. При небольшом дворце был разбит «царский огород» — нынешний Летний сад.


Сад рос и украшался всё новыми причудливыми затеями: цветниками, скульптурами, фонтанами и павильонами во вкусе прочих монарших резиденций Европы того времени. 2 мая 1714 года Петр подписывает распоряжение: «В огороде сделать грот с погребами и ватеркунштом, о чем препорцию взять у боудиректора, о которой ему уже приказано».
«Препорция» — это смета на работы, «ватеркуншт», wasserkunst — «водяная затея», или попросту фонтан, а «боудиректор» — от немецкого Baudirektor, то есть руководитель по строительству.
Петербургский грот в Летнем саду на берегу Фонтанки придумал для Петра немецкий архитектор Андреас Шлютер, но выстроить его не сумел: зодчий скончался в 1714 году. Вести работы пришлось Михаилу Земцову, Жан-Батисту Леблону, а также архитекторам Микетти и Маттарнови. Однако и им работы давались с трудом — уж очень изощренную затею придумали для Летнего сада.

Грот состоял из трех помещений, отделанных голландскими зеркалами, привезенными из экзотических стран морскими ракушками (ими, возможно, были покрыты все стены), цветным мрамором из Европы и Африки, фонтанами, лепниной и жестяными скульптурами Нептуна, лебедей, дельфинов и амуров.

Тут же был размещен портрет Петра, а также множество аллегорических фигур: Правда, Добродетель, Ненависть и другие. Только на золочение скульптур Микетти потребовалось 100 тетрадей листового золота по 10 листов.
Но главная «фишка» — специальные музыкальные автоматы, приводимые в действие водой: орган и некая машина, имитирующая соловьиные трели. Специалистом по таким устройствам был Николо Микетти. Кстати, он же придумал фонтаны-шутихи в Петергофе: «Дубок», «Солнышко», скамейки, поливающие прохожих, и прочие шутки с обливанием.
Большая стоимость работ, а также сложность в поставке экзотических материалов привели к тому, что грот закончили отделывать только в 1725 году, уже после смерти Петра I. Грот сделался одним из главных украшений Летнего сада, причем посмотреть на него хотя бы снаружи мог любой желающий: павильон был отлично виден с воды и с противоположного берега Фонтанки. Кроме того, начиная с 1750-х годов императрица Елизавета разрешила в свое отсутствие пускать в сад хорошо одетых горожан.
Трелями водяного органа им было не насладиться, зато можно было вдоволь поразглядывать статуи Флоры, Навигации, Архитектуры, Терпсихоры, Цереры и прочих богинь, нимф, муз и просто аллегорических фигур, украшавших здание снаружи.
Наследники Петра уже не проявляли такого интереса к сооружению. Грот постепенно стал ветшать, при Екатерине II его использовали не для уединенных бесед с приближенными, а для хозяйственных нужд сада.
Утром 10 сентября 1777 года в Петербурге начался ураганный ветер, вода в Неве начала резко подниматься. К середине следующей ночи город был затоплен больше чем на 3 метра выше ординара. Число жертв исчислялось тысячами, особенно в беднейших районах, оказавшихся ниже уровня затопления. Наводнением был смыт старый регулярный Летний сад, учрежденный Петром I. Уничтожен волнами был и интерьер грота, оказавшегося в самом центре разгула стихии.
При Павле I к полуразрушенному гроту присматривался архитектор Федор Демерцов, составивший план его реконструкции в более современном стиле, но из-за убийства монарха работы так и не начались. К идее вернулись только в 1820-х, при Николае I. Заколоченный павильон сперва хотели привести в «первобытное состояние», то есть в первоначальный вид. Однако в итоге решились на перестройку.
Новый проект составил Карл Росси, главная петербургская звезда эпохи классицизма. Теперь грот стал Кофейным домиком, а в пару ему в парке был построен Чайный.
Причем таковыми они были не только по названию. Сад перестал быть царской резиденцией и превратился в парк для публики. Павильоны в нем сдавались в аренду. «Здесь лет тридцать содержал кафе итальянец Пияцци, известный тогда в Петербурге своими кондитерскими изделиями. Вслед за тем стали строиться и другие киоски, будки, эстрады и разные выгодные предприятия», — писала о Кофейном домике искусствоведка Жанетта Мацулевич в книге «Скульптура Летнего сада». Кстати о скульптуре: статуи с карниза грота никуда не делись. Их просто расставили по аллеям парка.
В ХХ и XXI веках реставраторы внимательно обследовали домик и обнаружили, что он не построен на месте грота, а, собственно, и есть грот, просто переменивший облик. Кладка стен сохранилась с петровского времени, а под павильоном уцелел глубокий подвал — скорее всего, в нем были скрыты хитрые механизмы, с помощью которых в павильоне звучала музыка и соловьиные трели.

Что здесь делать
- Выпить кофе. Сейчас в здании работает «Арт-кафе „Кофейный домик“». Заодно можно осмотреть отреставрированные интерьеры времен Росси, в том числе эффектные изразцовые печи. Иногда в домике проходят бесплатные джазовые концерты. Кофейный домик рекомендует Наталья Карасева, соосновательница проекта Big City Art. Она предлагает отвергнуть стереотипы, что кафе рассчитано на туристов и называет его тайным местом, которое позволяет по-настоящему насладиться Петербургом, особенно если сесть в хорошую погоду за столик на улице. По словам Натальи, в Кофейном домике неплохой кофе и очень приличная шарлотка с шариком мороженого, которую здесь пекут сами.
- Прогуляться по Летнему саду! Нынешний вид исторического парка относится к эпохе не Петра или Николая I, а Валентины Матвиенко. Масштабная реконструкция была проведена в 2008–2012 годах, после нее сад принял облик, которого не имел никогда за всю историю. В нем перемешаны воссозданные затеи XVIII века, уцелевшие элементы XIX–ХХ столетий и современные решения.
- Посетить Летний дворец Петра I. Небольшой особняк в голландском вкусе — одно из самых хорошо сохранившихся зданий петровской эпохи. Строил его тот же коллектив авторов, что и первоначальный петровский грот. Особенно рекомендую музей ценителям архитектурной керамики (голландские плитки!) и старинных кухонь.